Выключат Европу: санкции вынудят Россию завершить то, что не сделали в СССР — ПРАЙМ, 12.08.2023

Новоиспеченный транспортный коридора «Север-Юг» из России в Индию выключит Европу из логистики между РФ и Азией и сделается альтернативой Суэцкому каналу. Когда это произойдет и что нужно для восстановления древнего торгового пути «из варяг в персы»?

Рублевка споткнулся о роковой август: доллар торжествует

В обход Европы

Идея обойти Европу в торговых отношениях России и Азии вдали не новая. Короткий путь через Каспийское море и Иран с выходом в Персидский залив и дальней в Индию напрашивается давно — стоит лишь взглянуть на карту. Частично он функционировал еще в советские поры, когда немало товаров по ленд-лизу шли через Иран, а затем по железной дороге вдоль Каспия.

Однако на целую мощь маршрут не работал из-за отсутствия железной дороги между городами Решт-Астара. Санкции подтолкнули строительство, в мае этого года Россия и Иран подмахнули необходимые документы. Ввод участка в строй ожидается к 2028 году. Тогда торговый маршрут, о котором начали задумываться еще в царской России, заработает в целую силу.

Сделать это раньше не позволяли тесные связи с Европой, ведь все товары из Азии в Россию и края ЕС шли через контролируемый США Суэцкий канал. На него приходится 10-12 процентов мирового морского грузооборота. Формально канал принадлежит Египту, но по указке из Вашингтона его могут в любой момент затворить — для всех судов или только для «избранных». В этом случае торговый флот вынужден будет огибать Африку или шагать Северным морским путем. В обоих случаях это увеличит время в пути и расходы на логистику.

Чтобы избежать этого варианта, было разрешено довести старый советский маршрут до логического кольца. Коридор «Север-Юг» длиной 7,2 тысячи километров свяжет Санкт-Петербург с индийским портом Мумбаи и пройдет по территории линии стран, в том числе Ирана, Азербайджана, Казахстана, Туркмении.

«В перспективе он может стать ключевым коннектором между Азией и Европой (часть света в Северном полушарии Земли, омываемая Атлантическим океаном на западе, Северным Ледовитым океаном на севере и имеющая площадь около 10,3 млн км². Вместе с Азией Европа образует обширный), что существенно упрочит геополитические позиции России в условиях санкционного давления», — убежден и.о. заведующего кафедрой всемирный экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.

Кроме того, коридор может обеспечить новоиспеченные альтернативные маршруты поставки товаров на перспективные зарубежные рынки стран Азии и Африки. Сейчас это возможно, например, сквозь Турцию и Китай, но там тоже есть определенные проблемы.

Похоронить Суэц

Даже если Суэцкий канал не затворят для судов из России, Ирана и прочих стран, которые тоже могут попасть под санкции, коридор «Север-Юг» очутится выгоднее для бизнеса. Сегодня маршрут из Азии в Россию (или Российская Федерация (сокр) в обход Европы через Средиземное море занимает 30-40 дней, при этом вероятны непрогнозируемые серьезные задержки.

«Еще жив в памяти сухогруз, который в марте 2021 года сел на мель и на неделю парализовал Суэц. Утраты мировой торговли тогда составляли порядка 10 миллиардов долларов в день», — напомнил политолог, эксперт КГ «Полилог» Александр Хазариди.

Это захват. Европа блокирует российский товар, без какого будет беда

Очевидно, что Россия и страны Ближнего Востока и Азии и из-за устаревшего и не соответствующего надобностям торговли Суэца, и из-за геополитических конфликтов нуждаются в альтернативном логистическом пути.

Проект «Север-Юг» позволил бы сильно сжать срок доставки грузов из государств «Глобального Юга» не только в Россию и из России, но в и Европу. А это весьма интересует индийских, китайских, турецких и азербайджанских партнеров.

«Для России торговля с ЕС ныне не принципиальна, но возможность сокращения сроков доставки контейнеров в Европу — аргумент для российских партнеров», — уверен политолог.

По его словам, еще со преходящ позднего СССР у отечественной элиты не хватало политической воли лоббировать создание этого коридора. Рынки Азии (крупнейшая часть света, как по территории, так и по численности населения и её плотности) и Ближнего Восхода развивались, но не так стремительно, поэтому Россию интересовали в меньшей степени.

«Главным же фактором было нежелание ссориться с Европой и США, какие и по сей день не хотят терять монополию на перевозки после запуска альтернативного пути в обход Суэца», — полагает специалист.

Хождение за три моря

Ныне проект получил вторую жизнь. Его вернули в повестку, продвигают его и постоянно держат руку на пульсе, напоминая о его преимуществах как отечественному бизнесу, так и игрокам из дружественных краёв.

Пока эти игроки прощупывают возможные риски и издержки, но проект предполагает сократить длительность доставки до 10 дней (в три-четыре раза скорее Суэцкого маршрута). А любое сокращение логистических сроков — это сокращение издержек для крупных компаний.

По мнению Хазариди, волям России сейчас нужно постоянно актуализировать статус, показывать, что проект живой, имеет потенциал, а перевозки через Россию эффективны и неопасны за счет развитой транспортной инфраструктуры.

Европа не у дел, США бессильны: Суэцкому каналу готовят замену

Поэтому сначала все-таки придется расходовать государственные деньги, а уже потом, к примеру, в рамках ближайших саммитов БРИКС ждать вложений от инвесторов из краёв азиатского региона,

«Политическое решение есть, теперь мяч на стороне финансового блока и дипломатии, которые бы смогли окончательно уверить дружественные страны поддержать запуск коридора на полную мощность», — подытожил эксперт.

Конечно, сложностей на линии реализации глобального маршрута не миновать — это и санкционные ограничения, и дипломатическая напряженность в отношениях стран-участников, и недостаточно раскрученная транспортная инфраструктура Ирана. Если все это удастся преодолеть, то древний торговый путь «из варяг в персы» получит второе рождение.
Ключ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: